Наши рельсы лучше!

Актюбинский рельсобалочный завод (АРБЗ) – уникальный проект, реализованный в рамках Карты индустриализации страны, был признан лучшим в минувшем году.

История

Заводу нет аналога на всем постсоветском пространстве. Здесь применены самые совершенные технологии, которые позволяют выпускать 120-метровые рельсы для высокоскоростных железнодорожных магистралей. С вводом данного производства Казахстан фактически изменил всю коньюнктуру рынка рельсового производства.

Развитию железнодорожной отрасли в РК придается стратегическое значение. И строительство такого мощного высокотехнологичного производства для обеспечения внутреннего рынка собственными железнодорожными рельсами и средним фасонным металлопрокатом объясняется велением времени. Реализация проекта была на личном контроле у Главы государства Нурсултана Назарбаева. Основным кредитором выступило АО «Банк Развития Казахстана», а акционерами – АО «Ремлокомотив» (АО «НК «КТЖ») – 30% и ТОО «Транспортные технологии» – 70%. Объем инвестиции составил 411,9 млн долларов. 

Стройка поистине стала всенародной. В возведении АРБЗ были задействованы специалисты почти из всех регионов страны, а также из ближнего и дальнего зарубежья. Строительство велось ускоренными темпами. Фундамент нового предприятия был заложен в 2013 году. В 2015 году на заводе были введены в строй первая в РК испытательная лаборатория по оценке качества рельсов и фасонного проката, а также газопоршневая электростанция мощностью 38,9 МВТ для полного обеспечения потребности завода в собственной электроэнергии. А уже к концу года на объекте был произведен горячий запуск основного цеха и начались пуско-наладочные работы. Как известно, старт этому технологическому процессу дал лично Президент страны в ходе общенационального телемоста. 

Пуск АРБЗ произведен в строго намеченные сроки, и уже в начале 2016 года выдана первая продукция, которую так ждали в железнодорожной отрасли страны. А это рельсы длиной от 25 до 120 метров для высокоскоростных магистралей, балки, швеллера и многое другое. 

Производство

Завод занимает площадь в 76 га. Мощность его рассчитана на выпуск до 430 тыс. тонн высококачественного проката в год, в том числе 200 тыс. тонн 120-метровых рельсов для высокоскоростных железнодорожных магистралей, а также до 230 тыс. тонн фасонного проката. Этого объема вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребности внутреннего рынка Казахстана и выйти затем на внешние рынки сбыта. В течение часа с конвейера завода будет выходить до восьми 120-метровых рельсов. По простым расчетам, это 500 метров железной дороги в час. По плану на проектную мощность завод выйдет к концу 2016 года. Технология, применяемая здесь в процессе закалки конечной продукции, уникальна тем, что ее можно адаптировать к любым маркам стали и добиваться самых высоких показателей по качеству рельсов. Ноу-хау отвечает всем международным требованиям по безопасности движения поездов. То есть прокатный стан с мировым именем Primetals Technologies ItalyS.r.l. (Siemens-VAI) и контроль технологии со стороны специалистов итальянской компании гарантируют высокое качество и конкурентноспособность выпускаемой продукции. В марте текущего года она успешно прошла сертификацию на соответствие всем предъявляемым требованиям. На предприятии внедрена интегрированная система менеджмента качества, создано более 860 новых рабочих мест. В настоящее время здесь трудятся 750 человек. В основном это местные кадры. Приглашены также специалисты из ряда металлургических предприятий РК, в том числе из ближнего зарубежья – России, Украины. Компания продолжает подбирать и обучать молодых специалистов на базе Актюбинского регионального госуниверситета, Карагандинского химико-технологического вуза, направляет на учебу в зарубежье.

Рынок

Проблем со сбытом продукции у завода нет: с АО «НК «КТЖ» подписан десятилетний контракт на поставку рельсов в объеме 100 тыс. тонн ежегодно. Заключаются контракты с казахстанскими строительными компаниями по продаже фасонного проката. В то же время отрабатываются рынки Узбекистана, Таджикистана, Беларуси и России.

Продукция завода рассчитана для путей с совмещенным движением на высокоскоростных магистралях и в то же время – в сурово климатических условиях. Фасонный прокат будет выпускаться для производства строительной продукции. В рамках договорных обязательств перед АО «НК «КТЖ» рельсы уже поставлены на строительство вторых железнодорожных путей линии Алматы-1 – Шу, магистрали Паромного комплекса в порту «Курык», а также для нового вокзального комплекса города Астаны. Помимо этого, продукция ТОО «АРБЗ» активно используется при строительстве железнодорожных технологических путей промышленного назначения.

Стоит отметить, что первый выпуск рельсов осуществлен в рамках проведения на базе компании Форума партнеров АО «НК «КТЖ», где были подписаны меморандумы о сотрудничестве между ТОО «АРБЗ» и железнодорожными администрациями Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Азербайджана, Грузии и Беларуси. И первыми качество продукции высоко оценили представители АО «Узбекистон темир йуллари». По этому адресу до конца текущего года планируется поставить рельсы Р65 в объеме 15 тыс. тонн для строительства железной дороги Навои – Канимех – Мискен. Осуществляется поставка рельсов также в адрес таких крупных российских горно-металлургических предприятии, как Михайловский и Лебединский ГОК, входящих в состав холдинга ООО «УК Металлоинвест». Сегодня ведутся переговоры с Московским метрополитеном по заключению договоров на поставку рельсовой продукции. В качестве основных потенциальных клиентов у АРБЗ также страны Персидского залива, Восточной Европы, Китая.

Развитие

В будущем году завод намерен наладить выпуск фасонного проката. В то же время для выхода на мировые рынки и удовлетворения потребностей европейского стандарта планируется освоение производства рельсов нового вида – 60E1 и 60E2 – в соответствии с евростандартом EN 13674-1:2011. Продукция этого типа используются в таких странах, как ОАЭ, страны Европы, Африки. Ведется работа по продвижению инструментов экспортного финансирования и кредитования. Эти процедуры планируется осуществить с помощью Банка развития Казахстана и АО «КазЭкспорт­Гарант». При содействии АО «KAZNEX INVEST» представители компании принимают активное участие в торговых миссиях и международных металлургических выставках. С целью продвижения рельсов РП65, предназначенных для строительства подъездных и технологических путей, налаживается сотрудничество с казахстанскими и зарубежными проектными институтами по использованию отечественных рельсов. 

В настоящее время здесь разрабатывается концепция создания металлургического кластера, в частности, планируется создать собственное сталеплавильное производство.

Другие новости