От слесаря – до гендиректора

Знакомьтесь: Андрей Кузьмин – генеральный директор крупного инновационного производства – Актюбинского рельсобалочного завода (АРБЗ), предприятия, введенного в рамках Карты индустриализации РК, которому сегодня нет аналога на всем пространстве СНГ.

Стоять у руля такого уникального завода – большое доверие, но и огромная ответственность. Тем более что два года назад старт производству в ходе общенацио­нального телемоста дал лично Президент страны Нурсултан Назарбаев.

Андрей Анатольевич считает себя счастливым человеком, поскольку в реализации этого крупнейшего прорывного проек­та принимал участие с первых его дней. Сам он – коренной актюбинец. В свое время окончил с отличием региональный государственный университет. За плечами работа на ТЭЦ, затем – в сфере стройиндустрии. Возглавлял один из филиалов известной отечественной компании. Именно в этот период по воле судьбы его пригласят в команду основного учредителя проекта по строительству АРБЗ.

Сегодня А. Кузьмин с улыбкой вспоминает о том, как в 2012-м подбирали место для стройки будущего производства, как забивали первый колышек в голой степи, где гулял вольный ветер. Честно признается, что в тот момент кто-то даже сомневался в реальности возведения подобного завода-гиганта, причем в очень сжатые сроки. Но с началом большой стройки все эти сомнения улетучились: ее размах стал поистине всенародным. Привлечены были десятки компаний, сотни высококвалифицированных специалистов из всех регионов страны, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья. Словом, был обеспечен бесперебойный процесс работы на всех участках. Только на строительстве главного корпуса завода площадью 52,5 тыс. кв. м было использовано 110 тыс. тонн бетона, 34 тыс. тонн металлоконструкций. На всей территории предприятия в 72 га будет построе­но и введено в эксплуатацию 34 вспомо­гательных объекта. Огромная работа была проведена при установке и пусконаладке на предприятии новейших технологий европейского образца, автоматизированного прокатного стана. Ввод предприятия был осуществлен за весьма короткий период.

– Производство уникальное, проще говоря, оно позволяет нажатием одной кнопки получать рельсы самой разной модификации, – говорит Андрей Анатольевич.

Весной текущего года продукция успешно прошла сертификацию соответствия, и этот стандарт в полной мере отвечает требованиям потребителей стран всего Евразийского сообщества. Первая партия 120-метровых рельсов была поставлена на внутренний рынок по заказу Национальной компании «Казахстан Темир Жолы».

Чтобы несколько отойти от производственной темы, прошу собеседника рассказать о себе, о том, как так получилось, что имея педагогическое образование по специальности «физика, математика, информатика», он вдруг с головой ушел на техническую стезю.

– То, что педагогическая деятельность – не мое, я понял лишь на последних курсах учебы в университете, – улыбается он. – И по окончании вуза я сознательно пошел на работу в ТЭЦ, не удивляйтесь – простым слесарем. Ремонтировал котлы, турбины… Ничуть не жалею. Для меня это стало рабочей школой.

На том предприятии он приобретет хорошие навыки и опыт: вырастет до заместителя главного инженера. То были тяжелые 90-е, когда ощущались перебои с зарплатой, постоянно приходилось сталкиваться с теми или иными трудностями. Но это только его закалило, научило быть собранным, уверовать в свои силы. В 2006 году он перейдет из сферы энергетики в отрасль стройиндустрии, где в одном из подразделений будет занимать должности технического директора, а затем и директора филиала. Тем самым жизнь как бы сама последовательно подготавливала его к более сложной работе, неожиданным, но интересным поворотам судьбы.

В годы работы на ТЭЦ он женился. С Мариной они были знакомы еще со студенческих лет. И вот уже как 19 лет вместе. У них растет сын Михаил. Ему 14 лет.

– Семья – это святое, – говорит Андрей Анатольевич. – Она – мой надежный тыл. Во всем ощущаю поддержку и понимание. И это придает силы. Михаил больше увлечен творчеством, он занимается танцами в театральном кружке. Но это его выбор. И все же я питаю надежду, что он продолжит мое дело.

Мы вновь переходим к разговору о заводе.

– У меня большой коллектив – по штатному расписанию предусмотрено 863 работника, – рассказывает А. Кузьмин. – Набор специалистов производили по мере необходимости с учетом выхода завода на проектную мощность. 90% из них – местные кадры. Приехали работать к нам из Павлодара, Астаны, Костаная, Караганды, Алматы, Уральска…Словом, почти со всей страны. Также привлекаем с ближнего и дальнего зарубежья специалистов узкого профиля, которых в Казахстане просто нет. Сегодня трудится порядка 6 семей из России и Украины. Это профессиональные прокатчики, которые должны научить наших специалистов своему делу.

Руководитель АРБЗ очень тепло отзывается о своем трудовом коллективе. Средний возраст его членов – 30 лет. Ребята грамотные – очень много среди них выпускников вузов. И неудивительно, что проработав 3-4 месяца и освоив процесс пуско-наладки, они успешно проходят путь от стропальщика до начальника смены.

– С получением сертификата качества на заводе уже налажено конвейерное производство продукции? – спрашиваю у А. Кузьмина.

– Безусловно, – говорит он. – В первый же год запуска мы наметили выпуск около 140 тысяч тонн. Это обусловлено получением дополнительных навыков, оттачиванием режима работы. Общая производительность завода составляет 430 тысяч тонн, и мы решили в запланированные сроки выйти на полную мощность. Впрочем, 140 тысяч для начала – это тоже, можно сказать, вызов, потому что регламентными работами это не предусмотрено. В мире нет такой практики, чтобы построить завод за 2,5 года, потом за 6 месяцев освоить производство рельс и за 1,5 года выйти на номинальную мощность. Таких прецедентов не было. Но мы осилим и это.

– Сбыт продукции предусмотрен только на внутренний рынок?

– Не только. У нас есть конкретные договоры о продаже рельсов в серьезных объемах в Узбекистан, Таджикистан. Не так давно мы зарегистрировались на товарной бирже Республики Беларусь. Там тоже готовы закупать. Особый интерес к нашей продукции проявляется и другими потенциальными заказчиками. Привлекает она прежде всего своим высоким качеством, долговечностью и прочностью. Это подтверждено в процессе циклических испытаний в лабораторных условиях. Наш рельс – дифференцированный, термоупрочненный и его можно ставить на дороги с весьма повышенной нагрузкой. И в этом его уникальность. Он выдержал все испытания, необходимые для сертификации Национальному стандарту, который, в свою очередь, полностью синхронизирован с европейским стандартом качества.

– А сколько циклических испытаний выдерживает обычный рельс?

– Для простого сравнения: наш рельс выдержал 7,5 миллионов циклов, а рельс одного из конкурентов – всего 250 тысяч. Вот и делайте выводы.

А. Кузьмин твердо уверен в том, что технология, которая применяется на заводе как в прокатке рельсов, так и в термоупрочнении, выравнивании, правке – самая лучшая в мире! С ее пуском Казахстан фактически поменял всю конъюнктуру рынка рельсового производства. Не случайно в номинации «Лучший индустриальный проект года» завод стал лауреатом специальной премии Президента РК «Алтын сапа». Эту награду Глава государства лично вручил руководителю инновационного производства.

– Для меня это самое незабываемое событие в жизни, – говорит Андрей Анатольевич. – И я горд тем, что те задачи, которые были поставлены перед коллективом предприятия, мы выполнили с честью – в намеченные сроки с конвейера завода сошел первый казахстанский рельс. А спустя время выпуск нашей продукции последовательно входит в фазу обычного рабочего режима, и завод с каждым разом увеличивает свою мощность.

На вынос: Жизнь как бы сама последовательно подготавливала его к более сложной работе, неожиданным, но интересным поворотам судьбы

7,5 млн циклов – таков срок службы рельсов, выпускаемых Актюбинским рельсобалочным заводом